Классификация эндуро. Часть №2

Продолжаем серию статей, в которой расскажем вам, что за штука такая «эндуро» – наглядно и без прикрас.


обзоры эндуро мотоциклов
Для тех, кто хочет видеть сразу всю хронологию статей - даем ссылки на все обзоры

Из которого вы узнаете, что такое хард и что такое софт. Эндуро, конечно же.
Обзор №1


Из которого вы узнаете, что такое жесткий хард. Хард-эндуро.
Обзор №2


Из которого вы узнаете, что такое тур-эндуро. Да, именно "тур".
Обзор №3


Из которого вы узнаете, что эндуро и не эндуро. Что такое "междуклассники".
Обзор №4

Все эти фотографии взяты со сферических в вакууме современных соревнований по хард-эндуро. Самые знаменитые из них: Red Bull Romaniacs, Erzberg Rodeo - по этим запросам гуглятся самые зрелищные видео на youtube. А так соревнований этих великое множество - от местных до международных.

Но на главный вопрос я так и не ответил: что же такое хард-эндуро?

По моему глубокому убеждению, хард-эндуро имеет очень много общего с мото-триалом. Потому, что помимо грязи и бездорожья (которое тоже присутствует в хард-эндуро - куда же без них?) на трассе встречается множество искусственных и естественных препятствий, которые неподготовленному человеку без должных умений не покорятся.

Самые типичные из них: огромные бревна, высотой до полуметра, вкопанные в землю покрышки (причем, как вертикально, так и горизонтально), наваленные друг на друга на большой протяженности острые камни или поленья (пни), различные деревянные бобины от кабелей и т.п. - что только может придумать человеческая фантазия.

К естественным препятствиям относятся скалы, горные тропы, почти вертикальные многометровые подъемы и спуски, горные ручьи, каменные броды, поваленные деревья и т.п.

Так вот, таких картинок и видео можно нагуглить великое множество. Да.. да...

Собственно, что я хотел этим показать? Что без особых навыков управления мотоциклом делать на таких трассах нечего. Насколько я знаю, в профессинальном хард-эндуро сейчас одни из самых выдающихся спортсменов те, кто пришли в этот спорт из мото- или вело-триала. Оно и не удивительно, ведь чтобы штурмовать такие препятствия как раз и нужны зачастую триальные навыки.

Но это не значит, что нет любительского хард-эндуро, или что нельзя научиться так ездить. Весь вопрос в желании и стремлении - если есть цель научиться так ездить - то ее вполне реально достичь даже любителю.

Надо ли говорить, насколько сильно такая езда отличается от обычных грязевых покатушек? Контроль ручки газа, баланс, правильная техника прыжков и преодоления препятствий, умение работать с органами управления, умение работать с весом собственного тела, умение распределять вес по осям мотоцикла в зависимости от ситуации и так далее и тому подобное.

Но я хочу сказать, что даже лишь на чуть-чуть прикоснувшись к этому удивительному миру хард-эндуро, наполняешься такими эмоциями, которые до этого испытывать не доводилось. В основном, конечно, потому, что преодолеваешь свой страх и преодолеваешь "страшные" препятствия. А бояться там есть чего... Уж поверьте...

Конечно, потом страх уходит, когда появляется техника, но абсолютно не бояться так ездить, мне кажется, невозможно.

Да, скорости небольшие и что-то я не могу припомнить трагических случаев на соревнованиях по хард-эндуро, но шанс сломать себе что-нибудь при таком стиле езды вполне неиллюзорный.

Ну и стоит ли говорить, как ездят люди из мира хард-эндуро "по ровненькому"? Правильно, в основном, "во всю дырку", т.е. в полный газ, нередко просто на заднем колесе. Наверное, обычная езда уже не вставляет...

Что ж. Подведем небольшой итог.

Хард-эндуро - это езда с преодолением препятствий различной сложности. На ровных участках хард-эндуро ближе к мотокроссу, на участках с препятствиями - к мото-триалу. Трассы хард-эндуро состоят из тех и из других участков, что требует от райдера отточенных серьезных навыков управления мотоциклом. Причем, он должен обладать как навыками мотокросса, так и навыками триала.

Ну, теперь, я думаю очевидно, у какого из новичков навыки управления мотоциклом будут развиваться быстрее - у того, кто катается только "по ровненькому", или у того, кто пробует "в хард".

А пока вы пытаетесь проникнуться

вот, что мы можем предложить уже сейчас

Теперь давайте поговорим о том, какие мотоциклы смогут выдержать такие издевательства и не рассыпаться по запчастям уже через пару километров таких "продубасов". Конечно же, можно "накидать" вам названия самых передовых эндуро-моделей, но мы же с душой к эндуро... Поэтому, самым лучшим вариантом для вас будет - посоветоваться с нами "в живую".

У нас самый крупный в Республике Беларусь салон по продаже мототехники класса эндуро. И, к слову - мы официальные представители всех марок, а не "перекупы". Все наши работники - профессиональные эндуристы (есть даже чемпионы, но об этом в другой раз). А это значит, что мы подберем вам мотоцикл "под вас". под ваши габариты, умение, уровень и конечно же - бюджет. Звучит идеально? Приезжайте, посмотрите, попробуйте. А решить можете и потом. Эндуро - это, как женщина... для каждого своя...

Продолжим.

А вот еще классные аппараты

и вы ведь помните – мы официальные представители этих марок?

Во-первых, даже среди эндуристов не всегда видят разницу между хард-эндуро и кроссовым мотоциклом. Из внешних отличий - наличие маленькой фары на морде и иногда подножки, из внутренних - нередко наличие электростартера и более тяговый на средних оборотах мотор. И то это далеко не факт и не все это чувствуют.

Потому, что моторы "хардов" всегда высоко форсированы и максимальная мощность у них раскрывается как раз на высоких оборотах, собственно, как и на кроссачах.

С кроссовыми мотоциклами более или менее границу провели. А в чем же разница с софт (гражданскими) эндуро? Внешние отличия минимальны - нет зеркал, поворотников и стоп-сигнала. Но самая большая разница в ресурсе двигателя, его форсированности, и регламенте обслуживания.

Ресурс у "хардов" считается так же, как и у кроссачей - в моточасах (лишь за некоторым исключением). Что такое моточас? Точного ответа я дать не смогу, но скажу однозначно - это не единица времени. Моточасы считаются по оборотам двигателя. Соответственно, чем выше обороты, тем быстрее "тикают" моточасы. Средний ресурс двигателя современного "харда" до замены поршня - около 60 моточасов.

Кто-то пытался перевести это в километры - вышло что-то около 840 километров (но цифра не точная - и она не может быть точной!). Но все равно вдумайтесь, насколько это мало. Это плата за ту дурь, которая таится в двигателях этих монстров. Шутка ли с 250 куб.см снимают около 40 л.с., с 350 - около 50 л.с. и т.д. На многие из них завод просто не дает информации по мощности двигателя - боится испугать, наверное.

Чтобы представлять, что такое "хард" объемом 450 куб.см приведу простой пример - если достаточно резко крутануть на нем ручку, то он поднимется на заднее колесо... на четвертой передаче. А то и на пятой. А теперь представьте, насколько тонко нужно обращаться с газом, чтобы мотоцикл не уехал вперед без своего наездника?

Поэтому большие объемы без труда покоряются только очень опытным райдерам, для новичков такие мотоциклы - чуть ли не гарантированный путь на больничную койку. Существует немало примеров, когда "опытные" спорт байкеры, захотевшие пересесть на эндуро, выбирали себе такие мотоциклы потому, что "250 кубов не едут" и не могли с ними справиться - и либо тошнили в пол газа по лесу, либо серьезно падали, либо (самые разумные) меняли на более спокойные мотоциклы - те же 250-кубовые, потенциал которых раскрыть гораздо проще без особого риска для здоровья.

Но, кстати, что это я все о четырехтактных моторах? Знаете, есть такая штука, как двухтактный (2т). Что такое двухтактный мотор - можете нагуглить.

Скажу основное его отличие от четырехтактного - на единицу объема можно снять гораздо больше лошадиных сил. С 250 куб.см можно снять примерно 50 л.с. Секрет таких характеристик не только в отсутствии "лишних" деталей в двигателе (ГРМ, клапана), но и в развиваемых оборотах - такие движки легко крутятся до 18 (!) тысяч оборотов.

Только представьте, что это за зверь! Но 2т не был бы 2т, если бы не распределение максимальной мощности. А она такова, что проявляется только на определенных оборотах. Происходит т.н. "подхват", когда мощность двигателя мгновенно увеличивается в 5-6 раз. Ближайший аналог для понимания - турбированные двигатели.

Ты начал крутить ручку, но мощности нет - мотоцикл разгоняется вяло, но внезапно он дает такого пинка под жопу (уж, простите), что адреналин начинает выливаться из ушей! Серьезно, это непередаваемые ощущения. Да, такими мотоциклами очень сложно управлять, в них так же мало ресурса, огромный расход бензо-масляной смеси, но за то, как они валят, ты прощаешь им все это. А вот они тебе твоих ошибок могут и не простить - и об этом нужно помнить всегда.

Кстати, узнать, что мотоцикл двухтактный можно по характерному выпускному коллектору.

К вопросу, что лучше 2т или 4т я обращаться не буду - тут решает каждый для себя. Так же, как и к вопросу о кубатуре или ресурсу.

Владея таким мотоциклом, нужно быть готовым к тому, чтобы в него вкладываться. Нужно понимать, что большая часть деталей - расходники, и их своевременная замена обеспечит долгую жизнь мотоциклу, а его хозяину - продлит удовольствие от беспроблемной эксплуатации.

Стоимость самих мотоциклов я указывать не буду - она разнится, так же, как и их состояние (но мы, в МотоДоме - подберем под ваш бюджет). Скажу только, что плановые капитальные ремонты двигателей таких мотоциклов не такие уж и дорогие, но и не совсем дешевые - новый поршень с сопутствующими шалабушками обходится где-то в 120-180 долларов, примерно сколько же стоят работы по его замене. Вот и считайте - при нормальной эксплуатации ресурса двигателя до заменя поршня хватает где-то на год.

Ну и еще один вопрос рассмотрим - можно ли на таких мотоциклах ездить по дорогам общего пользования? Вы будете удивлены, но иногда - да. Некоторые модели имеют ПТС и полный комплект светотехники. Например, Yamaha WR450F зачастую можно найти с ПТС - чем пользуются любители "позажигать" в городе, превращая ее в мотард. Но вот для повседневного использования такие мотоциклы слишком дороги - ведь ресурс у них довольно мал, и тратить его на каждодневные поездки как минимум не разумно.

Итак, подведем итоги:

Хард-эндуро - мотоциклы для любителей активной езды, людей, которые хотят проверить себя и технику на прочность, хотят улучшить свои навыки, может быть, хотят попробовать себя в спорте. Конечно, такие мотоциклы можно использовать и для простого "тошнилова" по ровной лесной тропинке - но не для этого они создавались.

Это мотоциклы - "спортсмены" с минимумом компромиссов, с небольшим ресурсом и большой удельной мощностью, легкие, проворные, они созданы для покорения самых сложных естественных и искусственных препятствий. В умелых руках они способны на такое, что иногда и вообразить сложно. В неумелых же они либо бесполезны, либо просто опасны.

Для того, чтобы было понятнее, что такое настоящее хард-эндуро, приезжайте в наш мотосалон - мы все расскажем и покажем. В любом случае - это вас ни к чему не обязывает.

Выберите валюту