Классификация эндуро-мотоциклов. Часть №4. “Междуклассники”

В этой статье мы расскажем о мотоциклах, которые являются (или называются) эндуро, но их сложно приписать к какому-либо подклассу на 100%.


КТМ 690 Enduro R
Для тех, кто хочет видеть сразу всю хронологию статей - даем ссылки на все обзоры

Из которого вы узнаете, что такое хард и что такое софт. Эндуро, конечно же.
Обзор №1


Из которого вы узнаете, что такое жесткий хард. Хард-эндуро.
Обзор №2


Из которого вы узнаете, что такое тур-эндуро. Да, именно "тур".
Обзор №3


Из которого вы узнаете, что эндуро и не эндуро. Что такое "междуклассники".
Обзор №4

Софт или хард? А, может быть, турист?

Хочу выделить пару моделей, которые не дают мне покоя. Они манят своей универсальностью и своими показателями, которые, в принципе, позволяют назвать их универсальными эндуро на все (или почти все) случаи жизни. Причем, доподлинно известно, что такого не бывает, но все равно ведь очень хочется в это верить. Тем более, когда речь идет о таких мотоциклах.

КТМ 690 Enduro R:

Создав этот мотоцикл, австрийцы превзошли сами себя. Мощный одноцилиндровый двигатель, пространственная трубчатая рама, серьезные эндурные подвески, вес всего 140 кг! Почему "всего", потому, что на эту массу его мотор развивает 66 л/с., что превращает этот мотоцикл в пулю при разгоне, и нужно постоянно следить за спидометром, чтобы "случайно" не набрать 140 км/ч, а за ручкой газа нужен постоянный контроль, чтобы не отрывать переднее колесо от покрытия. К слову, мотоцикл не такой уж и быстрый - около 180 км/ч - его предел. Однако динамика его впечатляет.

Но все ли это его достоинства? Конечно, нет. В умелых руках он может преодолевать многодневные ралли-рейды, ездить по дебрям, скакать через препятствия, залезать на скалы... в общем, некоторые используют его вне дороги на полную катушку.

Однако и в городе он не спасует. В потоке машин на нем держаться проще простого. "Селедочная" узость его позволяет просачиваться в самые узкие щели, полноценная эндурная ходовая часть не остановится перед искусственным или естественным препятствием. Расход топлива - около 5 л.

Но на нем можно еще и путешествовать! Правда, придется до состояния туриста его немного "допиливать", но тюнинга в этом направлении на него немало. Были бы деньги (а раз вы читаете это - то они у вас однозначно есть... эндуро оно такое, это не коньяк пить "под сериальчики").

К слову, аппарат этот - удовольствие недешевое.
КТМ 690 Enduro R

Но не бывает идеальных вещей. Даже за сто тысяч миллионов.

За такие показатели нужно платить. Но не деньгами, а вниманием к техническому обслуживанию. Надо сказать, что все австрийские мотоциклы к нему очень требовательны, и пропустить срок обслуживания или сделать него некачественно или не до конца - чревато серьезными проблемами.

Это вам не старый японский эндурик, который будет переть даже на 80 бензине и залитом в картер самом плохом минеральном масле (т.к. в тех краях, где он очутился, других и нет). Тут чуть что не так сделаешь - почти мгновенно увидишь негативный результат.

Я, конечно, немного преувеличиваю, но все-таки за этой техникой нужно очень пристально следить, чтобы не допустить момента, когда он начнет сыпаться, ибо сразу можно будет переезжать в гараж, а в самом гараже открывать мотосервис.

Клуб Трудолюбивых Механиков, как еще называют в народе КТМ - думаю, неспроста.

Honda XR 650 R. Еще одна Легенда, только легенда внедорожного спорта.

Honda XR 650 R
Мощь в чистом виде. Этот мотоцикл не едет, он валит. Он настолько дурной, что если нет опыта, то садиться на него без полной экипировки (включая защиту шеи) и хорошей медицинской страховки я бы не рекомендовал. Я серьезно.

Даже объявление такое видел, когда продавец разрешал брать на тест-драйв этот мот только под полный денежный залог и предоставление полиса ДМС.

Казалось бы - типичный мало ресурсный хард. А вот не тут-то и было. Это вполне себе "гражданин", просто очень злой.

50 тысяч двигатель так точно проедет. А то и больше. За то, что эта модель с ПТС встречается чаще, чем без него (в кроссовом варианте, кстати), она полюбилась мотардистам, которые приделывают к нему 17-дюймовые диски и уезжают вдаль на заднем колесе...

Мотард из Легенды:
мотард из легенды
Однако на этом зверьке еще и путешествовать умудряются. Уклон, конечно, на внедорожный туризм. Большой тюнинговый пластиковый бак, дорожные сумки - и вы уже на поджаром и бодром внедорожном туристе, готовым покорять различные дороги и направления.

Выехал за коньяком марки "Командирский" (нет, не реклама - просто, к слову пришлось), случайно уехал в Африку:
на эндуро в африку

Цена в стоке с ПТС у этого мотоцикла будет под 4 тысячи долларов и выше. Тюнинг на него есть, так что допиливать под себя его можно, как угодно. Правда, превращения его в туриста я не очень понимаю, т.к. у Хонды есть еще одна прекрасная модель, которая почти как две капли воды похожа на Легенду, но по сути отличается от нее кардинально и изначально заточена на туризм (о ней ниже).

Турист или софт?

Чтобы не сбивать линию повествования, продолжу о Хонде XR650, только не R, a L.

Honda XR 650 L:

Honda XR 650 L

Найдите 10 отличий, что называется. Про 10 не знаю, знаю про главное - у L-ки двигатель воздушно-масляного охлаждения, что убирает помпу, радиатор, шланги и антифриз, упрощает конструкцию, делая ее надежнее. Поэтому некоторые люди называют этот мотоцикл лучшим внедорожным туристом всех времен и народов. Любят давать Хонде пафосные прозвища, что поделаешь.

В отличие от своей "злой" сестры R-ки, L-ка мягкая и покладистая, с тракторной тягой и тягой к туризму. На ней можно и в Шабаны глубокие заехать и всю Беларусь изъездить по нашим "веселым" эндуро-дорогам и направлениям. Правда, цена в 4-6 тысяч долларов за 10-летние мотоциклы как-то останавливает. Но не всех.

L-ка в естественной среде обитания, обросшая всем необходимым обвесом:

эндуро

Почему же все тогда не ездят на таких одноцилиндровых мотоциклах двойного назначения?

Мое мнение - потому, что они слишком заточены на оффроад, не такие комфортные как "тру" тур эндуро, не всегда имеют достаточно прочный подрамник, чтобы его можно было нагрузить по полной, ветрозащита тоже, как правило, не самая развитая. Ну и вдвоем на таком мотоцикле ездить - удовольствие спорное. Тем более учитывая то, что оснащаются они далеко не самыми мощными двигателями.

Зато они "железные" и крепкие. Да, они рассчитаны не на массового покупателя, но своего владельца всегда находят.
Подобного плана мотоциклы:

Suzuki DR 650 SE:

Suzuki DR 650 SE
Yamaha XT 660 R:
Yamaha XT 660 R
Yamaha XT 600:
Yamaha XT 600
Husqvarna TR 650 Terra. Недавняя модель, выпускалась очень недолго:
Husqvarna TR 650 Terra
Паркетники

Вроде бы и эндуро, но на бездорожье в них лезть как-то совсем неохота. Да и вообще, даже не неровную дорогу съезжать как-то не тянет. Хотя они себя там чувствуют, в принципе, неплохо.

Остановлюсь на некоторых моделях.

BMW F650GS (до 2008 года, после - G650GS):
BMW F650GS
Низкая посадка, комфортная сидушка, одноцилиндровый двигатель, превращающий этот мотоцикл в вибростенд после 5 тысяч оборотов (начинаются приятные вибрации в области промежности - может поэтому этот мотоцикл считают одним из лучших для женщин?) - вот его характеристики.

19-дюймовое переднее колесо вкупе с короткоходной и довольно жесткой подвеской совсем не вызывают желания сруливать с асфальта. Зато в городе он хорош - узкий, маневренный, у него шикарная развесовка - тронулся и уже едешь не на мотоцикле, а на велосипеде, прямая удобная посадка делают его отличным городским жителем. По-немецки спокойным, экономичным, практичным и удобным.

Ну а высокий клиренс легко позволяет ему выбраться на природу, когда в этом возникнет необходимость.
К такого плана мотоциклам я отнес бы еще и Honda XL 700 Transalp, о котором писал в посте про тур-эднуры - все-таки он не совсем эндуро, а скорее такой вот паркетник.

Но есть еще один замечательный пример. И он мне выносит мозг начисто. Ибо из настоящего тур-эндуро сам же производитель сделал просто паркетник.

Знакомьтесь - Yamaha XTZ 660 Tenere ABS:
Yamaha XTZ 660 Tenere ABS
И это относится только к версии с АБС. Версия без АБС имеет ходы передней и задней подвески в 210 и 200 мм соответственно, плюс приличный клиренс - что позволяет этому мотоциклу без опаски съезжать с дороги и делает его отличным тур-эндуро.

Но версия с АБС имеет ходы передней и задней подвески (внимание!)... 160 и 145 мм соответственно! Это выглядит как кастрация, не иначе. Ибо с такими подвесками уже можно забыть о большинстве вылазок за пределы дороги, ну и дорожный просвет, который уменьшился тоже не способствует покорению оффроада.

Что курили инженеры Ямахи, когда "отрезали" эти 50 мм хода подвески у Тенеры - мне неизвестно. Но из-за этого турэндура стала паркетником, сохранив при этом "боевой" внешний вид и переднее колесо диаметром 21 дюйм..

Дорожные эндуро

Видимо, дороги в мире становятся все лучше, и в настоящих эндуро люди нуждаться перестали. Или просто маркетологи так решили. Но факт налицо - тех мастодонтов вроде Африки Твин или Супер Тенеры 750 и иже с ними уже не делают.

Зайдя сейчас на сайт к любому производителю мотоциклов и посмотрев в раздел "эндуро", любой эндурист проронит скупую эндурную слезу. Ибо то, что там представлено иногда даже паркетниками назвать сложно. А производитель с гордостью именует их "enduro". К слову, у нас есть классные эндуро от Avantis (но, сейчас - не об этом).

Honda NC 700/750 X:

Honda NC 700/750 X
Название "enduro", видимо, получила из-за "клюва" как на BMW GS. Ходы подвесок в 160 мм, низкая посадка и небольшой клиренс. Таковы сегодня современные "эндуро".

Kawasaki Versys 650:
Kawasaki Versys 650
Отличается от Хонды более резвым мотором и лучшей приспособленностью под дорожный туризм. С асфальта съезд так же крайне нежелателен.

Suzuki DL 650 V-Strom (не "Шторм", а "Стром"! или "Стрём" =)...
Suzuki DL 650 V-Strom
Тяжелый, большой турист. 19-дюймовое переднее колесо. С асфальта съезжать очень аккуратно. На "правильной" резине (кстати, у нас есть "офигенская" резина для мотоциклов - и мы являемся официальными дилерами... ну там, с гарантией и без наценок. Интересно? В принципе, на шашлыки в лес съездить можно. И на заднем колесе тоже.

И таковых "дорожных" эндуро привести в качестве примера еще можно довольно много. Но не будем на этом заострять внимания. Основные их признаки, думаю, понятны.

Итак, невероятные белорусы, хотелось бы немного подытожить всю серию постов про такой замечательный вид мотоциклов, как эндуро.

Мотоциклы этого плана отличаются в первую очередь тем, что они созданы для того, чтобы не бояться дорожных условий и не быть от них зависимыми. Я считаю, они идеальны для нашей страны с нашими т.н. "дорогами" и направлениями.

Тем не менее, процент таких мотоциклов все же крайне мал среди наших мотолюбителей. Не буду говорить, какого класса мотоциклов у нас в стране больше всего - каждый и сам, наверное, догадывается. А эндуро в основном стал уделом любителей драйва, адреналина, путешествий, внедорожных приключений и просто практичных людей, которые хотят быть независимыми от качества дорог, или вообще от их наличия.

Что ж, остается только напомнить одну поговорку про этот класс мотоциклов, которую знает каждый мотоциклист: все будут ездить на эндуро! Но, это не точно...

Ну раз уж осилили текст, то...

посмотрите, что можно приобрести у нас прямо сейчас