Как вы уже заметили – мы не только продаем качественное эндуро, но и ездим на нем. Причем довольно успешно. Но сегодня мы поговорим о дисциплине в мотоспорте, которая стоит совсем рядом с эндуро. Это – мототриал.
Начнем, конечно же, с истории. Куда же без нее. Как и многие легендарные спортивные направления – мототриал зародился в Великобритании. Это произошло еще в начале прошлого века.
К слову, в те далекие времена – мотоцикл был довольно дорогим увлечением. Поэтому, позволить себе заниматься мотоспортом или же просто владеть мотоциклом могли только довольно обеспеченные люди. Не так, как сейчас. Ведь сегодня, в нашем мотосалоне, вы можете купить мотоцикл под любой бюджет.
Изначально мототриал был похож на закрытый клуб, в котором катались обеспеченные лорды. Это были своеобразные мотопрогулки, которые очень далеко от того, что мы видим сегодня. Соревнования в те годы – это просто гонки среди членов избранного клуба богатых людей.
Постепенно все начало меняться после второй мировой войны. Но не сразу. Первый чемпионат по мототриалу был проведен только в 1964 году. Это был первый и легендарный «Challenge Henry Goutars», состоявший из трех этапов (Бельгия, Франция, Германия).
Тогда, в нем приняло участие чуть более 70 райдеров. И первым среди первых стал Смит (ну, кто бы сомневался). А именно – Дон Смит на мотоцикле «Greeves».
Кстати, Великобритания и представлявшие ее спортсмены забирали все главные призы вплоть до 70-х годов прошлого века. 10 из 12 кубков победителей ушли на Туманный Альбион (Великобритания – если кто не понял).
Теперь мототриал это совершенно другой спорт. Яркий, мощный, дерзкий. И что самое главное – доступен большинству людей. Надо только захотеть. С каждым годом, армия любителей мототриала только увеличивается.
Многие говорят, что у мототриала нет эффектных затяжных прыжков и гипер-скоростей, как у эндуро или мотокросса. Однако, от этого он не становится менее зрелищным и захватывающим.
Сегодня, триал – это просто нереальный контроль над мотоциклом. Это невероятная способность находить баланс и удерживать мотоцикл там, где простому человеку даже сложно стоять. Про прыжки и трюки – можно даже не писать. Это надо видеть.
Поэтому, мототриал – это действительно зрелищный спорт, который держит зрителей в напряжении на всем протяжении гонки.
Страны, в которых наиболее развит триал это – Великобритания, Испания и Франция.
Поговорим о правилах мототриала
Тут все просто. Есть три проблемы – три препятствия. Их называют «секциями».
Они, в свою очередь, делятся еще на три вида. Это – парные, индивидуальные, прыжки в высоту. При преодолении любых препятствий гонщик не может касаться их ничем, кроме колес своего мотоцикла. Если коснется – штрафной бал. Три касания – 5 штрафных балов. То же самое и за сход с трассы.
Также, штрафной бал получает райдер, если он не прошел секцию «прыжок в высоту» или «парную секцию».
Что делать, если гонщики получили одинаковое количество штрафных балов? В этом случае – они будут вынуждены еще раз пройти препятствие, которое было выбрано заранее – до гонок. Если и здесь они «идут поровну» - тогда все решает время. Т.е., кто быстрее – тот и победитель.
Все баллы фиксируются в общем рейтинге FIM на каждом из этапов.
Есть еще показательные выступления. Как правило, они проходят на различных шоу и фестивалях. Там часто участвует сразу несколько гонщиков, которые преодолевают искусственные препятствия. Примерно, как на «Indoor Trial».
Также, на фестивалях и шоу, мототриальщики очень любят показывать свое мастерство владения мотоциклом, выполняя всяческие мото-трюки. Например, стант-райдинг (езда на заднем и переднем колесах с выполнением трюков). Или фристайл с выполнением относительно небольших прыжков с рампы для FMX и простых трюков воздушной акробатики.
а вот какие эндуро мотоциклы вы можете купить у нас
Триал мотоциклы
Сразу можно сказать, что вы точно не спутаете триальные мотоциклы с какими-то другими. Это, как правило, очень легкие двухтактные аппараты – около 80 килограмм. Рабочий объем двигателя таких мотоциклов – 250-280 кубов.
Это водяное охлаждение, шестиступенчатая коробка передач и трехлитровый бак для бензина.
Нет резонатора, т.к. вся мощность идет на усиление крутящего момента для резкого «подрыва» мотоцикла с места. Это очень важно при выполнении техничных прыжков между препятствиями.
В отличие от кроссовых мотоциклов, здесь используется телескопическая вилка, подобная тем, что применяются на горных велосипедах для скоростного спуска и фри райда, а также задняя система подвески (чаще всего без прогрессии), оснащенная моно амортизатором.
Еще одна очень заметная «фишка» тральных мотоциклов – это отсутствие сидения (ну, фактически). Это связано с тем, что при прохождении препятствий, райдер делает это стоя. Седло же, совмещено с бензобаком, чтобы снизить вес мотоцикла.
Самые известные марки триальных мотоциклов это: GasGas, Montesa, Ossa и Sherco.
Очень часто можно встретить триальные мотоциклы без светотехнических приборов, без приборной панели. Запуск мотора в таких конструкциях осуществляется кик-стартером. Электростартер и аккумулятор в них отсутствуют – тоже для снижения веса.
Количество пластика на них сводится до минимума. Сам пластик, в свою очередь, должен быть высокого качества и иметь эластичность, чтобы не расколоться во время ударов.
В этом классе мотоциклов используется специальная внедорожная резина со специальным протектором и большими грунт зацепами.
Тормоза достаточно слабые, но их вполне хватает для грунтового или песчаного покрытия.
Звук выхлопа у них достаточно громкий, они имеют прямоточную систему или систему выхлопа с резонатором.
Такие характеристики имеют современные триальные мотоциклы.
Кстати, несмотря на то что родина этого мотоспорта – Великобритания, но лучшими гонщиками считаются испанцы. Считается, что и самые лучшие мотоциклы для этого направления мотоспорта, также, производят в Испании. Так, что Испания – это не только страна жарких женщин и корриды, но и страна любителей триала и эндуро.
Трасса для триал-соревнований
Полоса с препятствиями может состоять из одного круга, а может и из нескольких. Однако, при проведении любых соревнований по этому виду спорт – должно быть не менее 15-ти и не больше 35-ти контролируемых площадок.
По всей длине трассы располагают хорошо заметные стрелки. Если гонщик свернул с маршрута, то ему нужно вернуться на трассу в том же самом месте. На уже размеченной дороге проводить тренировочные гонки запрещено.
Обязательно должна быть нейтральная зона впереди каждой контролируемой площадки. Она нужна для того, чтобы гонщик осмотрел трассу и те препятствия, которые ему предстоит пройти. Также в этом месте он может ожидать своей очереди.
Время для соревнований по триалу
Не больше, чем 6 часов. Исключение – сложные погодные условия (в этом случае, могут продлить время). Каждый участок трассы имеет свое время:
1 круг – 4 минуты;
2 круг – 3 минуты;
3 круг (и все последующие) – 2 минуты.
При опоздании участника исключают. Однако если он остановился не по своей вине, то дисквалификации не будет. Например, если спортсмен получит травму и опоздает на финишную прямую, то ему все равно будут начислены очки.
Лидеры триала
Один из самых известных мототриалистов – Тони Боу (Испания). Он является чемпионом мира в закрытых и открытых площадках. Два года подряд (в 2007 и 2008 годах) он занял первое место на состязаниях, обойдя около сотни участников из других стран. На успех Тони Боу равняются многие спортсмены и берут с него пример.
Очень популярен Адам Рага (Испания). Он участвовал в 11-ти соревнованиях и трижды занял первое место. Но начал свой путь в мототриале Рага в 1998 году с чемпионата, где занял лишь 29-ое место. Никто из судей не мог и предположить, что всего через несколько лет этот никому не известный спортсмен станет самым востребованным не только в своей стране, но и в мире. Так, что – никогда не стоит сдаваться на старте. Да и потом, тоже, сдаваться не стоит. Он занимается как классическим триалом, так и индотриалом, одинаково хорошо управляясь в каждой дисциплине.
Аутдортриал, индортриал и мототриала
Есть разновидности триала. Так, гонки могут проходить, как на закрытых, так и на открытых площадках.
Аутдортриал (outdoor) – снаружи, т.е. на открытой площадке. Здесь преодолеваются естественные препятствия – горки, камни, холмы. В этой спортивной ветке триала, райдер часто едет медленно.
Индотриал (indoor) – внутри, т.е. в закрытом помещении. Это дорого, поэтому такие соревнования, как правило крупные. Ради маленьких гонок нет смысла подготавливать закрытую площадку. Препятствия – искусственные. Здесь уже можно развить хорошую скорость.
Мототриал – это не просто гонки на мотоциклах, а сложный и опасный спорт. Впрочем, любой спорт, даже шахматы – несет свои опасности. Однако, очень многие (в том числе и в Беларуси) занимаются им «для себя», т.е. для души. Ну, как бы – кто-то коллекционирует почтовые марки, кто-то бухает, кто-то это комбинирует, а кто-то занимается мотоспортом. Эндуро – в частности.
Так, что если вы хотите получать свою дозу адреналина и вести здоровый образ жизни, то – добро пожаловать в триал или эндуро…